КОДЕКС ЭТИКИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ МБОУ ДО «ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» УРУПСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Ст. Преградная Кодекс этики и служебного поведения работников муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» (далее - Кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 25.12.2012 №273 «Об образовании в РФ», Федерального закона «О противодействии коррупции», Федерального закона от 29.12.2010 №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», указа Президента РФ от 12.08.2002 №885 « Об утверждении общих принципов служебного поведения гражданских служащих», иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Рекомендации ЮНЕСКО «О положении учителей» (принятой 05.10.1996 специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей), Декларации профессиональной этики Всемирной организации учителей и преподавателей (принятой на III международном конгрессе Всемирной организации учителей и преподавателей, состоявшемся 25-29 июля 2001 г. В Иомтиене, Таиланд), а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства. 1. Общие положения 1.1. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться работники муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» (далее - муниципальное учреждение) независимо от замещаемой ими должности, механизмы реализации права педагогических работников на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников. 1.2. Каждый работник должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от работника поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса. 1.3. Знание и соблюдение работниками положений Кодекса являются одними из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и трудовой дисциплины. 2. Основные обязанности, принципы и правила служебного поведения работников 2 .1 . В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан: добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников; незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества). 2.2. Основные принципы служебного поведения работников являются основой поведения граждан в связи с нахождением их в трудовых отношениях с муниципальным учреждением. Работники, сознавая ответственность перед гражданами, обществом и государством, призваны: - исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности муниципального учреждения; - уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; - соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и Тамбовской области, не допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам; - обеспечивать эффективную работу муниципального учреждения; - осуществлять свою деятельность в пределах предмета и целей деятельности муниципального учреждения, а также соответствующих полномочий администрации города Тамбова по выполнению работ, оказанию услуг для муниципальных нужд; - при исполнении должностных обязанностей не оказывать предпочтение каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций; - исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей; - проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителя) и коллегам; - соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их деятельность решений политических партий и общественных объединений; - уведомлять работодателя, органы прокуратуры, правоохранительные органы обо всех случаях обращения к работнику каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; - не получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения); - принимать меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов, не допускать при исполнении должностных обязанностей личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов, уведомлять своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. ■ 2.4. Работник может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в муниципальном учреждении норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Работник обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей. 2.5. Работник, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам, должен стремиться быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в организации либо ее подразделении благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата. Работник, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам, призван: - принимать меры по предупреждению коррупции, а также меры к тому, чтобы подчиненные ему работники не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости; - не допускать случаев принуждения работников к участию в деятельности политических партий, общественных объединений и религиозных организаций; - по возможности принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в случае, если ему стало известно о возникновении у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Руководитель муниципального учреждения обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.275 Трудового кодекса Российской Федерации), соответствующие нормативные правовые акты органов местного самоуправления). 3. Рекомендательные этические правила служебного поведения работников. 3.1. В служебном поведении работнику необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своих чести, достоинства и доброго имени. 3.2. В служебном поведении работник воздерживается от: - любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений, а также независимо от других обстоятельств; - грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; - угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение; - принятия пищи, курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами. 3.3. Работники призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом. Работники должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами. 3.4. Внешний вид работника при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий трудовой деятельности должен способствовать уважительному отношению граждан к муниципальному учреждению, а также, при необходимости, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают сдержанность, традиционность, аккуратность. 4. Обязательства педагогических работников 4.1. Обязательства педагогических работников перед профессиональной деятельностью. 4.1.1. Педагогические работники муниципального учреждения при любых обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их деятельности. 4.1.2.В своей профессиональной деятельности педагогические работники должны соблюдать следующие этические принципы: законности; объективности; компетентности; независимости; тщательности; справедливости; честности; гуманности; демократичности; профессионализма; взаимоуважения; конфиденциальности. 4.1.3. Педагогические работники, осознавая ответственность перед гражданами, обществом и государством, призваны: оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности, прилагать усилия для повышения ее престижа; исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждения; исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как учреждения в целом, так и каждого педагогического работника; - осуществлять свою деятельность в пределах полномочий; •не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций; соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную деятельность решений политических партий и общественных объединений; исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; уведомлять администрацию муниципального учреждения обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и запреты; проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений в сфере образования; придерживаться правил делового поведения и этических норм, связанных с осуществлением возложенных на учреждение социальных функций; принимать предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению возникновения и урегулированию возникших случаев конфликта интересов; быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию; обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков; поддерживать все усилия по продвижению демократии и прав человека через образование; не терять чувство меры и самообладания; соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний; постоянно стремиться к как можно более эффективному распоряжению ресурсами, находящимися в сфере их ответственности; поддерживать порядок на рабочем месте; соблюдать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде. 4.1.4. Важным показателем профессионализма педагогических работников является культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли, придерживаясь следующих речевых норм: ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении; грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка; содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности обращения; логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей; доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации; лаконичности, отражающей краткость и понятность речи; уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной ситуации. 4.1.5. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники муниципального учреждения обязаны воздерживаться от: - поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету учреждения; - пренебрежительных отзывов о деятельности своего учреждения или проведения необоснованных сравнений его с другими учреждениями; - преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей; проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства; - любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; - резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека; - грубости, злой иронии, пренебрежительного тона заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; - угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение; - поспешности в принятии решений, пренебрежений правовыми и (или) моральными нормами, использования средств, не соответствующих нравственным принципам и нормам. 4.1.6. Педагогическим работникам муниципального учреждения необходимо принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, которая стала им известна в связи с исполнением свою должностных обязанностей и за несанкционированное разглашение которой они несут ответственность. 4.1.7. Во время учебных занятий и любых официальных мероприятий не допускаются телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильного телефона должен быть отключен. 4.1.8. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими работниками, приоритетно является учет интересов учреждения в целом. 4.2. Обязательства педагогических работников перед обучающимися. 4.2.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с обучающимися: признают уникальность, индивидуальность и определенные личные потребности каждого; сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении; стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения его потенциала; выбирают такие методы работы, которые поощряют в обучающихся развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим; при оценке поведения и достижений обучающихся стремятся укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения; проявляют толерантность; защищают их интересы и благосостояние и прилагают все усилия для того, чтобы защитить их от физического и (или) психологического насилия; принимают всевозможные меры, чтобы уберечь их от сексуального домогательства и (или) насилия; осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах, затрагивающих их интересы; прививают им ценности, созвучные международным стандартам прав человека; вселяют в них чувство, что они являются частью общества, где есть место для каждого; стремятся стать для них положительным примером; применяют свою власть с соблюдением законодательных и моральных норм и состраданием; гарантируют, что особые отношения между ними не будут никогда использованы как идеологический или религиозный инструмент. 4.2.2. В процессе взаимодействия с обучающимися педагогические работники обязаны воздерживаться от: навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений; оценки их личности и личности их законных представителей; предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков; предвзятой и необъективной оценки действий законных представителей обучающихся; требования платы за образовательные услуги, которые предоставляются бесплатно; проведения на учебных занятиях явной политической или религиозной агитации; употребления алкогольных напитков накануне и во время исполнения должностных обязанностей; курения в помещениях и на территории учреждения. 4.3. Обязательства педагогических работников перед законными представителями обучающихся. 4.3.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с законными представителями обучающихся должны: - начинать общение с приветствия; - проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь; - выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику; - относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь; - высказываться в корректной и убедительной форме; - если требуется, спокойно, без раздражения повторять и разъяснять смысл сказанного; - выслушать обращение и уяснить суть изложенной проблемы, при необходимости в корректной форме задать уточняющие вопросы; - разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и локальных актов по обсуждаемому вопросу; - принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий - заставлять их необоснованно долго ожидать приема; - перебивать их в грубой форме; - проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним; - разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие; - разглашать высказанное обучающимися мнение о своих законных представителях; - переносить свое отношение к законным представителям обучающихся на оценку личности и достижений их детей. 4.3.3. Педагогические работники должны прилагать все усилия, чтобы поощрить законных представителей активно участвовать в образовании их ребенка и поддерживать тем самым образовательную деятельность, гарантируя выбор самой оптимальной и подходящей для их ребенка формы работы. 4.3.4. Рекомендуется не принимать на свой счет обидных и несправедливых замечаний, неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию или скандал. 4.3.5. В случае конфликтного поведения, со стороны законного представителя обучающегося, необходимо принять меры для того, чтобы снять его эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса. 4.4 Обязательства педагогических работников перед коллегами. 4.4.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами: поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные мнения и убеждения; готовы предложить совет и помощь коллегам, находящимся в начале своего профессионального пути; поддерживают и продвигают их интересы; помогают друг другу в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим законодательством и локальными актами учреждения. 4.4.2. В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны воздерживаться от: пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или проведения необоснованного сравнения их работы со своей; предвзятого и необъективного отношения к коллегам; обсуждения их недостатков и личной жизни. 4.5. Обязательства педагогических работников перед администрацией муниципального учреждения. 4.5.1. Педагогические работники выполняют разумные указания администрации и имеют право подвергнуть их сомнению в порядке, установленном действующим законодательством. 4.5.2. В процессе взаимодействия с администрацией педагогические работники обязаны воздерживаться от заискивания перед ней. 5. Обязательства администрации учреждения перед педагогическими работниками 5.1. Быть для других педагогических работников образцом профессионализма и безупречной репутации, способствовать формированию в учреждении благоприятного для эффективной работы морально психологического климата. 5.2. Делать все возможное для полного раскрытия способностей и умений каждого педагогического работника. 5.3. Ограждать педагогических работников от излишнего или неоправданного вмешательства в вопросы, которые своему характеру входят в круг их профессиональных с обязанностей, со стороны законных представителей учащихся. 5.4. Представителям администрации следует: формировать установки на сознательное соблюдение норм настоящего Положения; быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм настоящего Положения; помогать педагогическим работникам, оказывать морально психологическую помощь, поддержку, вникать в запросы и нужды; регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в коллективе; обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной этики и принципов по ним объективных решений; способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности образовательной организации с тем, чтобы не допускать возникновения ситуаций, когда из-за недостатка необходимой информации в обществе или у отдельных граждан появляются сомнения в законности действия педагогических работников. 5.5. Представитель администрации не имеет морального права: перекладывать свою ответственность на подчиненных; использовать служебное положение в личных интересах; создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе; обсуждать с подчиненными действия вышестоящих руководителей; предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам родства, землячества, религиозной, кастовой, родовой принадлежности, личной преданности, приятельских отношений; демонстративно приближать к себе своих любимцев, делегировать им те или иные полномочия, не соответствующие их статусу, незаслуженно их поощрять, награждать, необоснованно предоставлять им доступ к материальным и нематериальным ресурсам; умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности. б.Реализация права педагогических работников на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников 6.1. Муниципальное учреждение стремиться обеспечить защиту чести, достоинств аи деловой репутации педагогических работников, а также справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников. 6.2. Случаи нарушения норм профессиональной этики педагогических работников, установленных настоящим Положением, рассматриваются комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, создаваемой в муниципальном учреждении, осуществляющем образовательную деятельность, в соответствии с частью 2 статьи 45 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в РФ». Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам регулируется в порядке, установленном главой 60 ТК РФ, порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах гражданским процессуальным законодательством РФ. 6.3. Педагогический работник, претендующий на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики, вправе обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. 6.4. В целях реализации права педагогических работников на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников в состав комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа). 6.5. В случае несогласия педагогического работника с решением комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, невыполнения решения комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, несоответствия решения комиссии по урегулирования споров между участниками образовательных отношений законодательству РФ или нежелания педагогического работника по каким-либо причинам обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений он имеет право обратиться в суд. 7. Дисциплинарные меры за нарушение норм профессиональной этики 7.1. За нарушение норм профессиональной этики к работнику могут быть применены меры дисциплинарного характера: - может быть наложено дисциплинарное взыскание. 7.2. При рассмотрении любого дисциплинарного вопроса каждому работнику должны быть обеспечены достаточные гарантии, в частности: - право быть информированным в письменном виде о предъявляемых ему претензиях и об основаниях для этих претензий; - право на ознакомление со всеми материалами по данному делу; - право на защиту лично или через представителя по своему выбору, с предоставлением достаточного времени для подготовки защиты; - право быть информированным в письменном виде о принятых по его делу решениях, а также о мотивах этого решения; - право апелляции в компетентные инстанции. 7.3. На основании письменного обращения участника образовательных от ношений, содержащего информацию о серьезном нарушении педагогическим работником норм профессиональной этики, может быть создана комиссия по расследованию нарушений норм профессиональной этики работников учреждения. В состав Комиссии входят 5 наиболее квалифицированных и авторитетных представителя педагогических работников, избираемых Педагогическим советом. Персональный состав Комиссии утверждается приказом директора. Директор не имеет права входить в состав Комиссии. Члены Комиссии и привлекаемые к её работе физические лица работают на безвозмездной основе. 7.4. Все действия, по расследованию конфликтной ситуации других категорий работников, осуществляются в соответствии с действующем законодательством РФ. 8. Ответственность за нарушение настоящего Положения 8.1. Нарушение требований настоящего Кодекса квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих обязанностей.